четверг, 27 октября 2011 г.

теория поведения потребителя vs любовь


Сегодня justperfect цинична как никогда. И это во благо, ведь чтобы оценить сладость - нужно вкусить горечь. Не зря сказано "во благо", ибо речь пойдет о благе, его количестве и спросе на него.

Итак, одна из популярных теорий, которые рассматривает микроэкономика - это теория поведения потребителя. В ее основе лежит такая элементарная и понятная всем нам вещь как БЛАГО - любой объект потребления, который приносит определенное удовлетворение потребностей потребителя, и повышает уровень его комфорта в принципе.
В свою очередь самым БЛАГОстным критерием для БЛАГА явлется ЕГО ПОЛЕЗНОСТЬ. Именно полезность блага объясняет его нужность. Если дословно "Полезность - это уровень удовлетворения потребностей данного экономического субъекта при потреблении того или другого блага".
Если посмотреть на рынок потребителя и производителя товаров (товар=благо), то цель потребителя в том, чтобы свою полезность максимизировать,более того, так сложилось психологически, что человеку всегда хочется ЕЩЁ, он берет благо и хочет его еще, но ведь есть предел... ограничение... момент, когда нужно остановится (ведь наши возможности не безграничны). Тут и возникается вопрос - когда мы захотим остановиться? Когда перестанем ощущать полезность, другими словами, нужность этого блага? Когда произойдет насыщение? Это будет длится (а это - это то, ради чего мы готовы доставать ресурсы, лишь бы ЕЩЕ И ЕЩЕ) ровно до тех пор,пока ГРАНИЧНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА, она же, величина дополнительной полезности, которую человек получает от употребления ЕЩЁ ОДНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ единицы этого блага, будет возростать!
Итак, пример:
На удице очень жарко, вы идете под палящим солнцем и вам очень-очень хочется пить. Вы
проходите пустынную улицу и тут наконец киоск с водой. Вам так хочется Швэпс, к примеру. Хотя нет, не так, вам хочется пить - и вам все равно Швэпс это, Кола или Моршинская. Вы покупаете бутылку Швэпса 0,5, но вам мало, вы берете еще и пьете-пьете, до тех пор пока вы не утолили жажду. Опачки!!!!- Вот он - ПРИНЦИП СПАДАЮЩЕЙ ГРАНИЧНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ - хотя общая полезность от количества употребления благ постепенно нарастает (мы же получаем удовольствие от воды), граничная полезность необратимо уменьшается.
И тут я перейду к цинизму. А что такое любовь? - это определенно благо, причем даже принимая во внимание, что у всех значение этого слова разное - для всех это является БЛАГОМ. Тогда получается, что принцип спадающей граничной полезности действует и на это явление? - получается, что все секреты привлекательности,заманушки,штучки-дрючки, - это все объясняется банальной поддержкой спроса на это благо. То есть ВСЁ, что мы делаем в случае, если мы "производители" - это стараемся максимально увеличить именно граничную полезность любви, а если "потребители" - думать хочу или не хочу, и думать, что может сегодня не швэпс, а кола.
Ну да мне бы не хотелось, чтобы все было так плохо - нельзя же ставить любовь - это великое,воспетое поэтами чувство, в один ряд с товарно-рыночными отношениями - нет-нет-нет, это кощунство! Ну неужели нас (или мы) не будут (не будем) любить после пресыщения этой самой любовью, неужели любить можно только динамичное, только то, что способно вызывать все новый и новый интерес. Но в конце всей этой цепочки получается, что да. Получается, что эту самую полезность блага - или поддерживаешь, поднимаешь, проводишь рекламные акции, делаешь скидки, снизаешь цены - или все! - нужда пропадает. Получается, что если по какой-либо причине человек не может поддерживать эту привлекательность (то есть изменяться и т.д.) - то всё, он больше не нужен.
В общем, то, что понимание этого закона дает возможность бороться и быть нужным - это плюс. Но с другой стороны, неужели не существует чувства ВЫШЕ рыночных отношений, именно ОСОЗНАННО выше таки отношений - вот в чем вопрос...

1 комментарий:

  1. это саморегулирующаяся система - чем больше ты с любимым человеком тем больше хочешь "еще", еще больше времени проводить с ним, чаще видеться и т.д. и вовсе не надо никаких "рекламных акций".
    А вот если вместо любви фикция - тогда начинаются рыночные отношения.

    ОтветитьУдалить